- Улучшения демографической ситуации не предвидится. Происходит убыль населения из-за демографической ямы 1990-х и СВО.
- Растёт численность и финансирование армии и всего оборонно-промышленного комплекса. Кадры перетекают труда.
- Мигрантов становится меньше из-за ужесточения миграционного законодательства. Плюс те же тенденции в демографии стран СНГ и конкуренция за трудовых мигрантов со стороны западных стран.
- Удалёнка стала нормой. Люди переезжают в другие регионы и страны, переходят в другие отрасли.
- Растёт нагрузка на персонал, расширяется функционал. Те же бухгалтеры рассчитывают на индексацию зарплаты из-за новых обязанностей по НДС и НДФЛ.
Как оптимизируют зарплаты работодатели
Они не облагаются или частично не облагаются налогами и взносами (но только при правильном оформлении документации):
- оплата жилья
- ДМС
- компенсация фитнеса
- оплата мобильной связи.
Важная тенденция рынка труда – усиление контроля в сфере трудовых отношений.
- С 2024 года усилен контроль прокуратуры за соблюдением трудовых прав граждан, в частности, по признанию договоров ГПХ трудовыми договорами.
- В отношении проверок в сфере трудовых отношений, в частности, проверок Государственной инспекции труда в 2022-2024 гг. действовал мораторий. С 1 января 2025 года мораторий на проверки ГИТ отменён, и организации подпадают под проверки контрольно-надзорных органов в полном объёме.
- При снижении количества проверок и профилактических мероприятий из года в год растёт количество профилактических визитов, т.е. личных контактов с проверяющими со всеми вытекающими последствиями.

Ещё один явно выраженный тренд на рынке труда – развитие фриланса, а точнее его официального (или налогового) статуса – самозанятости.
Количество зарегистрированных самозанятых

Развиваются и другие формы занятости:
- выполнение услуг по договорам ГПХ;
- временная работа (срочный трудовой договор);
- частичная занятость (неполное рабочее время);
- гибкий или скользящий график работы.
Для работодателя такие форматы дают:
- возможности оптимизации затрат – в первую очередь за счёт уменьшение расходов на офис и социальный пакет;
- адаптация к рынку за счёт быстрого отклика на изменения спроса и предложения;
- удовлетворение запроса со стороны работников, улучшение HR-бренда.
В то же время применение гибких форм занятости влечёт дополнительные сложности и риски для работодателя:
- трудности в организации рабочего процесса и мотивации работников;
- трудности в грамотном документационном оформлении;
- коммуникативные сложности при работе в таких гибридных командах – как в психологическом плане, так и в плане технического обеспечения.
Мы сделали расчёты и сравнили затраты на оплату офисного работника, работника на удалёнке и при использовании аутсорсинга. Учли зарплату, страховые взносы, амортизацию, аренду и всё остальное.
Вывод такой: экономия ресурсов при использовании аутсорсинга – около 36%.
Для вас это возможность повышения эффективности и прибыльности бизнеса, простой способ снизить затраты.
Экономия при использовании аутсорсинга и удалёнки
по сравнению с оплатой работы офисного сотрудника

Задайте себе вопрос: обладают ли ваши бухгалтеры той же квалификацией, знанием и опытом, как специалисты аудиторско-консалтинговой компании?
Есть ли у них в соседнем кабинете опытные аудиторы, с которыми можно посоветоваться по сложному или просто необычному вопросу?
А ваши юристы?
А ваши кадровики?
Следят ли те и другие и третьи за всеми изменениями налогового, трудового и другого законодательства, а главное – за практикой его применения?
Предлагают ли они вам решения по налоговому планированию, оптимизации затрат, снижению рисков?
Я давно занимаюсь подбором персонала, провожу собеседования, разрабатываю тестовые задания соискателям, проверяю их. И этот опыт показывает: уровень квалификации бухгалтера, юриста и кадровика аудиторско-консалтинговой компании примерно на те же 36% выше, чем в реальном секторе.
Далеко не факт, что вам нужно переводить весь бухучёт, юротдел и кадровую службу на аутсорс. Выбор – за вами. Возможно, есть смысл отдать внешним специалистам отдельные участки бухгалтерского или кадрового учёта или какую-то задачу юридического отдела.
✓ Бухгалтерский аутсорсинг
✓ Аутсорсинг юридического отдела
✓ Абонентское кадровое обслуживание
✓ Обучение персонала
Главные тренды рынка труда 2025
(результаты опроса сайта «Работа России»)

Главные критерии выбора работодателя 2025
(Опрос компании Pridex и Ассоциации менеджеров)

- Непрерывное повышение квалификации
- Развитие наставничества
научат».
Обратите внимание: с 1 марта 2025 года вступают в силу изменения в Трудовой кодекс РФ, а именно - ст. 351.8 «Особенности регулирования труда работников, выполняющих работу по наставничеству в сфере труда».
- Снижение возрастных ограничений